В современном мире получение высшего образования становится неотъемлемой частью жизни молодых людей во всем мире. Наличие диплома об окончании университета открывает заметно более широкие перспективы трудоустройства, а в ряде случаев является необходимым условием для получения работы. При этом выпускники более престижных высших учебных заведений получают куда больше возможностей: так, обладатели «корочки» Оксфордского университета вряд ли будут иметь проблемы с устройством на работу (более 90% выпускников этого университета находят место работы в первый год после окончания).
Естественно, это не означает, что успешное окончание университета гарантирует хороший старт и построение отличной карьеры, но шансы на такой исход определенно становятся выше. Отдельным людям, таким как, например, создателю всем известной социальной сети Марку Цукербергу, удается достичь верхних строчек списка Forbes, не оканчивая ВУЗ, однако, это скорее исключение. А многие исключения, как известно, только подтверждают правила – поэтому популярность обучения в университетах в мире в целом растет.
Традиционно принято делить высшее образование на два уровня. К первому относят бакалавриат (Bachelor’s degree), ко второму, так называемому последипломному (Postgraduate) образованию – магистратуру (Master’s degree), аспирантуру (Ph. D.), докторантуру. Эта система с небольшими вариациями в зависимости от конкретной страны принята в большинстве государств мира. Например, в России до недавнего времени существовал, а кое-где существует и до сих пор, «специалитет» (специалист – квалификационная степень, нечто среднее между бакалавром и магистром), но в связи с участием в Болонском процессе, это явление постепенно прекращает свое существование.
Болонская система
В сфере высшего образования, в отличие от школьного, активно ведется работа по стандартизации и «приведению к общему знаменателю» систем обучения и оценки знаний различных стран мира. Одним из важнейших шагов в этом направлении стало подписание 19 июня 1999 года Болонской декларации. Эту дату принято считать началом так называемого Болонского процесса – процесса сближения и приведения во взаимное соответствие образовательных систем стран Европы с целью создания единого образовательного пространства, способствования академической мобильности и обеспечение успешного трудоустройства выпускников в пределах Европы. Стоит отметить значимость этого явления не только на европейском, но и на мировом уровне, т. к. несмотря на название, декларацию уже подписали государства, находящиеся за пределами Европы. На данный момент в Болонском процессе участвуют все страны Европы, за исключением Сан-Марино, Монако и Беларуси, а также Азербайджан, Армения, Грузия, Турция и Казахстан. Активное участие в европейской образовательной интеграции принимает и США, основная работа с которыми направлена на обеспечение взаимного признания документов об образовании.
Болонская декларация включает в себя следующие положения (полный текст декларации можно посмотреть здесь ):
Реализация этих положений на практике состоит в практически повсеместном принятии следующей системы уровней образования:
Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer and Accumulation System) создана с целью специально для приведения оценок, полученных при использовании различных систем оценивания, к некому международному стандарту. Использование ECTS носит рекомендательный характер и не отменяет применение принятых в каждой отдельной стране систем оценивания. На практике ECTS используется для получения транскрипта при переходе из одного учреждения образования в другое (как правило, они находятся в разных государствах Европы).
Один учебный год соответствует 60 кредитам в системе ECTS (1500-1800 учебных часов). Оценка же знаний студентов проводится согласно принятой в данной стране системе оценивания, а дополнение к ней использует статистическая шкала ECTS. Характерной особенностью ее является оценка учебной деятельности студента относительно других учащихся. Для этого студенты разбиваются на две группы – получившие удовлетворительные («сдал») и неудовлетворительные («не сдал») баллы. Затем составляется рейтинг среди тех, кто «сдал». Оценки распределяются следующим образом: первые 10% в рейтинге получают А, следующие 25% — В, затем 30% — С, 25% — D, и, наконец, наименее успешные 10% получают E. Более подробную информацию о ECTS можно найти здесь .
Поступление в университеты за рубежом
Поступить в университеты за рубежом можно после окончания старшей школы. При этом требования, предъявляемые к поступающим, а также сложность и длительность процесса поступления, могут сильно отличаться от страны к стране. В Англии основными критериями являются оценки A-levels (старшая школа), мотивационное письмо и рекомендация от преподавателя в школе. Процесс подачи заявления в британские университеты целиком и полностью происходит онлайн и заканчивается 15 октября (медицинские специальности, а также Оксфорд и Кембридж) или 15 января. Распространена практика вступительных экзаменов, проводимых вузами. Некоторые университеты, например Оксфордский и Кембриджский, также в обязательном порядке интервьюируют своих потенциальных студентов (даже если те по каким-то причинам не могут посетить университет – в этом случае используют телефон или Skype).
Не менее сложен процесс и в США – здесь в силу большего разнообразия подходов к оцениванию знаний (единая система образования и, следовательно, оценивания, в США не предусмотрена Конституцией, поэтому каждый штат имеет свою) оценки старшей школы играют далеко не главную роль. Несколько больший вес имеют результаты стандартизованных тестов – SAT или ACT (эти тесты сдают также и иностранцы, поступающие в США). Претендент на место под университетским солнцем заполняет анкету поступающего, где помимо школьных оценок и результатов тестов, указывает свои интересы, внешкольные достижения, а также пишет эссе на одну или несколько заданных тем. Кроме того, для приема в вуз необходимы рекомендации от учителей, и, в отдельных случаях, прохождение интервью.
Впрочем, в некоторых странах все заметно проще. В Японии, например, для поступления необходима успешная сдача вступительных экзаменов, коих обычно два: национальный и университетский (сдается в том университете, куда школьник намеревается поступать). В Германии успешная сдача выпускных экзаменов (Abitur) гарантирует поступление в университет, хотя существуют альтернативные возможности для тех, кто Abitur не сдавал, например, вступительные экзамены для молодых людей, имеющих минимум 3-х летний стаж работы (те, кто не оканчивал Gymnasium). Во Франции же университеты вообще не выставляют требований к поступающим, так что посещать вузы может едва ли не каждый человек, окончивший школу. А вот Высшие школы (Les Grandes Ecoles) предлагают абитуриентам пройти сложные вступительные испытания – именно поэтому они считаются более престижными учебными заведениями.
Типы университетов
Весьма разнообразными могут быть не только пути поступления в университеты, но еще и сами учреждения высшего образования. Во-первых, существуют частные и государственные вузы. Причем если частные университеты всегда являются платными, то государственные могут как взимать плату за обучение (США, Великобритания, Канада, Япония, отдельные вузы Германии), так и быть бесплатными (Франция, большинство немецких университетов). В то время, как в России государственные университеты считаются более престижными, в США ситуация совершенно обратная – всем известные Гарвард, Йель, Массачусетский Технологический Институт являются частными учреждениями образования. Университеты также различаются между собой по специализации – во многих из них представлено лишь ограниченное число специальностей, что, однако, не мешает им быть лидерами в определенных областях.
Так, например, Лондонская школа экономики и политических наук специализируется на общественных науках, а Каролинский институт (Karolinska Institutet) – на медицинских. Существуют исследовательские университеты, в которых ведется широкомасштабная научная работа – туда лучше поступать тем, кто видит себя в науке (примеры – Корнелльский университет, Калифорнийский Технологический Институт). В Германии, например, официально существует два типа университетов: классический университет и университет прикладных наук.
Принципиальная разница имеется в подходе к преподаванию материала. В классическом университете больше внимания уделяется ответу на вопрос «почему» тот или иной метод является правильным с научной точки зрения. В университете прикладных наук куда больше внимания уделяется ответу на вопрос «как»: изучаются имеющиеся методы, их преимущества и недостатки, практическое применение. Обязательным компонентом учебного процесса в таких вузах является стажировка на реальном месте работы (аналог нашей «практики»).
Системы оценивания
В каждой стране существует собственная система оценки знаний студентов. В странах-участницах Болонского процесса для облегчения интерпретации оценок имеется ECTS. Что же касается остального мира, то здесь стоит отметить американскую систему, считающуюся наиболее гибкой и удобной. В ней, как и в ECTS, имеются кредиты – единицы учебной нагрузки (фактически – часы). Успеваемость студентов оценивается с помощью среднего балла (GPA, самая важная характеристика), QPA (критерий качества) и дополнительных баллов за изучения отдельных курсов на продвинутом уровне, а также научную работу (Honors).
Для расчета GPA буквенным оценкам сопоставляются числа следующим образом: A-4, B-3, C-2, D-1, E/F-0. Т. к. к оценкам часто добавляется + или -, то эти «нецелые» оценки также имеют соответствующие им числовые значения, которые можно найти, например, здесь (там же имеется шкала перевода из российской 5-балльной и украинской 12-балльной систем). После «оцифровывания» буквенных оценок производят подсчет их среднего арифметического, т. е.GPA. При подсчете QPA оценку за предмет в численной форме умножают на число часов, затраченное на изучение этого предмета. Полученные числа суммируются – это и есть QPA. Системы подсчета дополнительных баллов варьируются. Именно благодаря Honors GPA может быть в некоторых случаях выше 4,0.
Бакалавриат (Bachelor’s degree, BA)
Степень бакалавра присуждается студентам, освоившим соответствующие программы высшего образования. В странах-участниках Болонского процесса данная степень считается завершенным высшим образованием. Диплом бакалавра дает право на продолжение обучения в магистратуре, либо на занятие должности, предусматривающей наличие у соискателя высшего образования. Как правило, продолжительность обучения на данном этапе – 3-4 года. Однако, существуют некоторые особенности. Интересная ситуация сложилась в медицинских науках, где степень бакалавра формально присуждается после трех лет обучения, но такое образование не считается законченным. Фактически, после этого студенту необходимо учится еще 3 года. В конечном итоге он получает степень доктора медицины (M. D.), эквивалентную магистру, и только тогда завершает медицинское высшее образование.
Во многих англоязычных странах (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия, Новая Зеландия и др.) присуждаются так называемые Honours degrees (BA (Hons)), фактически приравниваемые магистерским степеням и позволяющие их обладателям сразу поступать в аспирантуру. Для получения такого диплома бакалаврская программа должна иметь продолжительность 4-5 лет, 1-2 года из которых посвящены самостоятельной исследовательской работе. В силу отсутствия BA (Hons) в большинстве стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, вопрос о том, признавать ли эту степень эквивалентной магистру, решается каждым университетом индивидуально, что может создать определенные трудности при поступлении в аспирантуру.
В Германии студент сам решает, когда ему сдавать итоговые экзамены на соискание так называемого Diplom. Таким образом, обучение в университете может продолжаться как 4 года (минимально), так 6 (чаще всего) и даже 10 лет. Стоит сказать, что система «бакалавр-магистр» в Германии пока не установилась окончательно, а Diplom в разных государствах может признаваться эквивалентом как бакалаврского, так и магистерского диплома.
В зависимости от успеваемости студента его университетский диплом имеет определенную ценность. И здесь все зависит от страны, в которой этот диплом получен, а точнее, от системы оценки, которая применяется в университете (например, GPA). Одна из наиболее распространенных классификаций бакалаврских степеней – британская. Согласно этой системе, полученной степени может быть присвоена одна из следующих классификаций (в порядке ухудшения успеваемости)
Эта классификация имеет некоторые сходства с латинской, используемой в США, Канаде, Индонезии, Филиппинах, неанглоязычных странах Европы (со значительными вариациями):
Вторая награда примерно соответствует нашему «красному» диплому, а первая – «красному» диплому со всеми отличными оценками.
Магистратура (Master’s degree, MA)
Программы магистратуры предназначены для тех, кто желает углубить свои знания по определенной специальности. Поступить в магистратуру можно только, окончив соответствующий (или близкий) бакалаврский курс (это не относится к MBA). Популярность этой ступени образования заметно ниже, чем бакалавриата, т. к. степень бакалавра уже считается законченным высшим образованием. Как правило, в магистратуру для изучения естественных и гуманитарных наук поступают те, кто намерен строить научную и/или педагогическую карьеру. В случае же наук общественных зачастую наличие степени магистра позволяет получить более высокооплачиваемую работу, особенно в свете последних тенденций западных компаний отдавать преимущество при приеме на работу тем, кто окончил магистратуру или имеет степень Ph. D.
Согласно Болонской системе, обучение в магистратуре возможно после получения степени бакалавра и обычно длится два года. Однако, существуют иные способы получения этой квалификации. В США, например, магистратура представляет собой часть аспирантуры. Степень магистра, как правило, получают «по пути», после 2-3-х лет работы над кандидатской диссертацией (Ph. D. эквивалентен кандидату наук в РФ) целиком же курс длится 6 лет и завершается получением степени Доктора философии (Ph. D.) В то же время в Великобритании существует так называемая интегрированная магистратура (Integrated Master’s Degree), соединенная с бакалаврским курсом. Например, в Оксфорде курс химии длится 4 года, причем 1 год целиком посвящен исследовательской работе. По окончании присуждается степень Master in Chemistry (MChem). Этим объясняется отсутствие «традиционных» (после 4-х лет бакалавриата) программ магистратуры по отдельным дисциплинам в британских вузах. В том или ином виде магистерские курсы имеются в большинстве стран мира (часто под разными названиями – о Европе можно прочитать здесь ). Для поступления на эти программы основным требованием является наличие диплома бакалавра соответствующей специальности. В некоторых случаях необходимо сдать определенные тесты, такие как GRE или GMAT в США. Характерной особенностью магистерских программ является то, что они, в отличие от бакалаврских, зачастую преподаются на английском, а не национальном языке (особенно ярко это проявляется в Германии и Японии).
Аспирантура (PhD.)
Основной целью обучения в аспирантуре в странах СНГ является подготовка к соисканию степени кандидата наук. В англоязычном мире этому научному званию соответствует Doctor of Philosophy (PhD.), либо степень доктора наук (D. Sc. используется некоторыми вузами США). В современном мире к философии эта степень не имеет никакого отношения, а история названия восходит к традициям средневековых университетов, в которых обычно имелось 4 факультета: философии, юриспруденции, богословия и медицины. PhD. является высшей ученой степенью в США, Великобритании, Канаде и большинстве других стран англоязычного мира, а также Японии. В Германии и Франции эквивалентом PhD. являются степени докторов наук (Doktor, Docteur), но существуют и более высокие степени (примерно эквивалентные нашему доктору наук).
Требования для поступления на программу PhD. у каждого университета свои. Обычно это наличие степени магистра или BA (Hons), причем требования по соответствию специальности бакалаврской/магистерской программы куда менее строги, чем в случае магистратуры. Основным критерием при рассмотрении претендента является проект диссертации, содержащий план самостоятельного оригинального исследования какой-либо научной проблемы. Часто требуется защита проекта перед комиссией, но в некоторых случаях комиссия принимает решение без этой процедуры.
Для присуждения степени, помимо научного исследования, часто необходимо пройти определенный курс обучения и сдать экзамены (США, Канада, Дания и др.). В других странах (Великобритания, Австралия) этого не требуется. Основной целью работы является диссертация (thesis) в некоторых случаях регламентируется ее объем, например, в Австралии – около 80,000 слов. Сама диссертация должна иметь серьезную научную значимость. Продолжительность PhD. программ обычно составляет 3-6 лет. В Великобритании продолжительность ограничена 4 годами. В Канаде первые два года посвящены обучению и сдаче экзаменов (PhD student), а дальнейшие 2-4 года – написанию диссертации (PhD candidate).
Наличие данной степени позволяет строить карьеру в науке и преподавании, ее обладатели работают либо в университетах, либо в исследовательских центрах, в. т.ч. частных компаний. Степени PhD. редко ведет к прибавке в заработной плате, если, конечно, ее наличие не является требованием для занятия определенной должности.
Чем помогает GSA?
Мы в инидивидуальном порядке поможем найти подходящие для вас ВУЗы и программы обучения за рубежом, составить пакет документов, написать мотивационные и рекомендательные письма.
Пишите нам на почту: info@gradstudyabroad. ru или подписывайтесь на наш паблик вконтакте vk. com/scholarships. где мы публикуем возможности для бесплатного обучения за границей.